АУТИЗМ: ОПЫТ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ. Высочанский А. В. Московский гомеопатический центр.
АУТИЗМ: ОПЫТ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ
Высочанский А. В.
Московский гомеопатический центр
Гомеопатическое лечение аутизма — это интенсивно обсуждаемая проблема не только специалистами, но и родителями пациентов, активно ищущими пути помощи. Ответы требуются на следующие три вопроса.
Во-первых, какова эффективность гомеопатии? Вопрос обусловлен тем, что аутизм является сравнительно новой проблемой, и опыт его лечения заметно более скромный, чем многих других болезней.
Во-вторых, существует ли специфика в гомеопатическом подходе к лечению аутизма, если сравнивать его со стандартным классическим подходом, и, если существует, какова она?
В-третьих, сочетается ли гомеопатическая терапия с другими методами воздействия на ребенка и его болезнь? Этот вопрос возникает, и его необходимо решать, потому что родители пациентов нередко обращаются сами или их вынуждают обращаться к нескольким специалистам, и гомеопату приходится думать о способах сочетания разных воздействий.
Данное исследование проводилось по результатам лечения группы из 10 детей, получающих терапию в настоящее время. Все они — мальчики, что отражает характерное для аутистического расстройства гендерное распределение. Гомеопатическое лечение начиналось в возрасте от 3 до 7 лет, средний возраст начала лечения — 5 лет 4 месяца, то есть в среднем лечение начиналось, как минимум, спустя 2 1/2 года от дебюта заболевания. Продолжительность лечения на настоящее время составляет от полугода до 4-х лет.
У всех пациентов отчетливо проявлялась полная триада аутистических синдромов (нарушение взаимодействия с окружающими; нарушение развития речи и игровой деятельности; формирование чрезвычайно узкого спектра повторяющихся форм поведения и интересов), которая формировалась в возрасте до 3 лет. При этом степень тяжести аутизма в группе была примерно одинаковой, что позволило нарисовать усредненный портрет. Каков же он?
Итак, поведение большинства пациентов в начале лечения характеризовалось возбуждением, которое проявлялось в разной степени и наблюдалось либо постоянно, либо проявлялось внезапными приступами. Как правило, наблюдалось полевое поведение, когда ребенок непрестанно переходил от одного объекта к другому, лишь на несколько секунд заинтересовываясь каждым из них. При этом стремление завладеть каким-либо предметом могло быть крайне интенсивным, однако и в этом случае, добившись цели, ребенок почти сразу увлекался новым объектом. Такое поведение могло сменяться ходьбой из угла в угол, убеганием по коридору, во многих случаях прерывалось стереотипными прыжками, раскачиванием с ноги на ногу, кружением вокруг своей оси, движением кистями наподобие взмахов крылышек насекомого, хлопками в ладоши, скрежетанием зубами, вываливанием предметов из шкафа и перелистыванием книг, а также громким пронзительным криком, битьем и кусанием самого себя или матери при недовольстве.
При этом врач в большинстве случаев ощущал себя либо статистом, случайно оказавшимся рядом, либо предметом мебели, либо роботом, которого можно только использовать для достижения своих целей. Глазной контакт никогда не был полноценным, взгляд в глаза выдерживался очень недолго или вовсе отсутствовал.
Речевое развитие детей было явно задержанным, в некоторых случаях экспрессивная речь отсутствовала, в других она могла проявиться в виде коротких фраз из 2-3 слов или их обрывков. В тех редких случаях, когда речь была развита лучше, она оказывалась аграмматичной, с малым количеством глаголов и местоимений, почти не использовалась для общения. Характерными проявлениями были эхолалии, скандированность речи, своеобразие расстановки ударений, причудливость интонаций. Попытка заговорить с ребенком обычно не вызывала никакой реакции или могла вызвать нарастание возбуждения, а ответы, если и давались, то обычно в виде повторения части вопроса. Ни в каком случае сколько-нибудь элементарный диалог не был возможен.
Предложение совместной деятельности всегда игнорировалось. Если иногда и удавалось войти в контакт, то только через подключение к игре или рисованию, которые были инициированы самим ребенком. Но и в этом случае ребенок быстро уставал, терял интерес и переключался на новое занятие, либо начинал кричать.
Родители детей рассказывали о резком обеднении или утрате эмоционального контакта даже с самыми близкими, когда предметы интересовали ребенка больше, чем живые люди, их эмоции и желания игнорировались, общение со сверстниками исключалось. Эмоциональное отдаление могло сопровождаться выраженной потребностью иметь мать всегда рядом с собой.
Организация жизни осложнялась недостатком элементарных навыков самообслуживания, обилием страхов (например, перед издающими громкие звуки предметами, перед выходом из машины или вагона метро в малознакомом месте, перед пострижением ногтей ИЛИ мытьем головы, перед произнесением определенных слов, перед появившейся на детской площадке новой горкой), которые могли внезапно парализовать ребенка или вызвать приступ возбуждения. Организация жизни осложнялась также импульсивно проявляющимися влечениями с агрессией или убеганием в пространство, а также легким возникновением стереотипий, ритуалов, навязчивых ограничений, вынуждающих всегда гулять по одним и тем же маршрутам, ложиться спать в комбинезоне и ботинках, неукоснительно соблюдать режим дня, есть одну и ту же пищу, пить сок только одного цвета и т.п. Эти требования обычно приходилось выполнять моментально, любое предложение нового наталкивалось на отказ, и попытки как-либо повлиять на ребенка с высокой вероятностью вызывали визг, крик, агрессию. Игры этих детей были примитивны: катание машинок, расстановка игрушек рядами, строительство заборов, рисование одних и тех же овощей на бесчисленных грядках, многочасовое катание на лифте, проговаривание одной и той же фразы изображенным на карточках зоологического лото животным, многократное спускание воды в унитазе. Очевидно, что и обучение давалось крайне сложно: детей могла больше интересовать поездка на трамвае в детский центр и обратно, чем сами занятия, они могли вырывать из рук педагога книгу, залезать под стол, при малейшей возможности убегать из класса или сидеть совершенно безучастно.
Все дети, многие — неоднократно, были обследованы психиатрами с подтверждением диагноза аутистического расстройства. Один ребенок имел диагноз аутизма вследствие поражения головного мозга (F84.01), остальные — вследствие иных причин (F84.02).
Гомеопатическое лечение в ряде случаев приходилось сочетать с другими методами лечения, но никогда новый гомеопатический препарат не назначался одновременно с назначением нового негомеопатического лечения или с изменением дозировки аллопатического препарата, поэтому эффекты разных воздействий можно было развести, и описанные результаты обусловлены, главным образом, гомеопатическим лечением.
Какова же эффективность гомеопатии? Позитивные перемены под влиянием гомеопатического лечения получены у всех пациентов. В наименьшей, хотя и в весомой, степени они проявились у возбудимого неговорящего мальчика четырех с половиной лет, который находился в постоянном быстром движении и прерывал его только затем, чтобы в высоком темпе перелистать страницы очередного журнала. Организация быта была крайне затруднена, а какое-либо обучение не представлялось возможным, из-за чего педагоги и психиатр требовали безотлагательно начать терапию антипсихотическими препаратами. Назначение ТARENTULA HISPANICA 30 дало возможность без нейролептика всерьез повлиять на поведение ребенка и организовать учебный процесс, так что к 7 1/2 годам были освоены два действия арифметики, было начато освоение письма.
Наиболее заметные изменения произошли у мальчика 6 лет, отличавшегося гиперактивностью, полевым поведением и стереотипным потряхиванием руками, выраженной задержкой развития речи, которая была аграмматичной, состоявшей из отдельных слов, нередко эхолалично повторяемых, или коротких простых фраз, дававшего односложные ответы на очень небольшую часть вопросов, избегавшего глазного контакта. Постепенно ребенок установил глазной контакт, избавился от гиперактивности и полевого поведения, от скованности и насильственных улыбок, из речи ушли эхолалии и аграмматизмы, а через три года лечения он стал не только поддерживать, но и инициировать диалог. Другой пациент, проделавший практически такой же путь развития, через 21/2 года лечения начал активно отстаивать свои позиции в социуме и сформулировал изменение жизненного кредо. «Не хочу быть голубым щенком, буду пиратом», — сказал этот некогда тихий и робкий мальчик, прямо и серьезно глядя в глаза, и обосновал свою позицию: «Голубого щенка все прогоняют».
В целом у всех детей на разных этапах лечения и в разные сроки происходили отчетливые перемены к лучшему. Примерами таких перемен может быть прогресс от лепетной фразы к диалогу, прекращение побегов, настолько серьезных, что в дело приходилось вмешиваться полиции, переход от симбиотических отношений с матерью и кормления грудью в три года к новой фазе объектных отношений, смена частых рецидивов регресса в состояние полной отрешенности возможностью усваивать учебный материал. Нам эти перемены представляются принципиальными, так как они свидетельствуют о переходе ребенка на новый этап развития.
Второй из поставленных вопросов. Существует ли специфика в гомеопатическом подходе к лечению аутизма, если сравнивать его со стандартным классическим подходом и лечением других болезней?
Да, она существует, причин этому несколько, и врач сталкивается с ней на каждом шагу: как при исследовании ребенка и обосновании своих назначений, так и при отслеживании реакций на них. Он сразу замечает ее, еще только начиная прием аутичного пациента, когда пытается исследовать компоненты, формирующие так называемый полноценный симптом. Мы, однако, предпочитаем говорить о полноценном синдроме, так как используем это представление для анализа случая в целом и изучаем его этиологию, локализацию, характеристику, модальности и сопутствующие явления. Итак, обращаясь к центральной компоненте — характеристике синдрома — врач обнаруживает, что он не может использовать любимый метод работы гомеопатов, основанный на исследовании внутреннего психического мира пациента, на расспросе и самоотчете.
Аутичный, то есть замкнутый в себе пациент, как правило, недоступен контакту, да и переживания его, по-видимому, не всегда легко облечь в слова. Таким образом, изучая характеристику синдрома, врач оказывается часто вынужденным ограничиться наблюдением. Следующую компоненту полноценного синдрома — локализацию — также бывает трудно установить, так как провести неврологическое или нейропсихологическое исследование ребенка, активно отторгающего внешнее вмешательство, если и удается, то в крайне сокращенном виде, да и сами поражения мозга при аутизме могут находиться в разных его областях. Третья характеристика — модальности — в исследованных нами случаях использовалась редко, так как факторы, влияющие на состояние пациента, были обычными для всех аутистов. А если индивидуальные особенности и были, то настолько причудливые, что найти рубрику в репертории не представлялось возможным. Анализ еще одной характеристики — этиологии — также оказывается затруднительным. Единого представления об этиологии этого заболевания не существует, и связь тех или иных воздействий с развитием аутизма, как правило, гораздо менее очевидна, чем связь травмы головы и ушиба мозга, переохлаждения и пневмонии или жизненного потрясения и депрессии, а преморбидные особенности во многих случаях отсутствуют. Пожалуй, только анализ пятой характеристики — сопутствующих явлений — не несет с методической точки зрения никакой специфики.
Продолжение статьи читайте в следующем выпуске новостей.